Россия уже обеспечила свой внутренний спрос на основные крупнотоннажные виды нефтегазохимической продукции, новые проекты во многом являются экспортно ориентированными, заявил РИА Новости директор практики «Газ и химия» компании «Выгон Консалтинг» Дмитрий Акишин.
«По основным крупнотоннажным видам нефтегазохимической продукции (полиэтилен, полипропилен, метанол и так далее) внутрироссийский спрос составляет 1-2 миллиона тонн в год. Страна уже обеспечила себя этой продукцией, и новые проекты во многом являются экспортно ориентированными», — сказал эксперт.
Сейчас в России реализуется несколько крупных нефтегазохимических проектов, например Амурский ГХК «Сибура» и Sinopec, Олефиновый комплекс «Нижнекамскнефтехима» и Иркутский завод полимеров в Усть-Куте, принадлежащий Иркутской нефтяной компании. Как ожидается, все они должны начать производство в 2024-2026 годах, однако Акишин допустил, что сроки реализации проектов могут сдвинуться из-за геополитической обстановки.
Он напомнил, что нефтегазохимическим предприятиям России в 2022 году пришлось преодолевать нерыночные ограничения на сотрудничество с международными компаниями по сырью, катализаторам, технологиям, оборудованию, рынкам сбыта. По мнению эксперта, ряд существующих решений носят временный характер, поэтому полноценная организация доступа к технологиям и построение более эффективных цепочек поставок займет не менее 1-2 лет, что повлияет на сроки ввода в эксплуатацию ныне строящихся проектов.
При этом России важно развивать мало- и среднетоннажную химию, ориентированную на внутренний рынок, так как продукция является небольшой, но важной составляющей в цепочке производства потребительских товаров. «Поэтому их поддержке следует уделять особое внимание», — подчеркнул Акишин.
«Тренд на диверсификацию производства в нефтегазовых компаниях начался не в прошлом году. Вместе с усилением климатической повестки стало ясно, что спрос на углеродные топлива начнет снижаться. Поэтому стали чаще инициироваться газохимические проекты, развитие получила нефтехимия на НПЗ. Санкционная политика лишь усилила их актуальность», — ответил эксперт на вопрос, стали ли нефтяные санкции Запада катализатором для развития в России нефтехимии.