Официальный представитель МИД Мария Захарова обратила внимание на то, что у России и Японии была «прекрасная программа взаимодействия и сотрудничества, были определены направления: экономическое, гуманитарное, финансовое» Вашингтон надиктовывает Токио внешнеполитическую линию, которая не формулируется с точки зрения японских национальных интересов. Об этом заявила в среду официальный представитель МИД РФ Мария Захарова в эфире радио "Спутник".
"Абсолютно четко мы видим отсутствие собственной внешнеполитической линии у Японии в международных делах. Эта линия диктуется только Вашингтоном, она просто надиктовывается, она не формулируется в Токио с точки зрения национальных интересов, с точки зрения добрососедства, она формулируется за Токио, спускается просто в виде готового решения. Дальше просто Японии, я сейчас говорю про руководство этой страны, остается это все озвучивать, так или иначе реализовывать", — сказала она.
Вместе с тем дипломат обратила внимание на то, что у РФ и Японии была "прекрасная программа взаимодействия и сотрудничества, были определены направления: экономическое, гуманитарное, финансовое и так далее". "Все это было опять же с точки зрения Японии неразрешенных вопросов. Мы смогли вывести приоритетные направления сотрудничества, условно говоря, за скобки той проблематики, которая остается. Мы наметили этот план несколько лет назад. Все это просто превратилось в неактуальную повестку не для нас, а именно для японской стороны просто из-за того, что это не устраивало в первую очередь, конечно, Вашингтон", — добавила Захарова.
Москва и Токио с середины прошлого века ведут переговоры с целью выработки мирного соглашения по итогам Второй мировой войны. Основным препятствием на пути к этому остаются разногласия по поводу прав на южную часть Курил. После окончания войны весь архипелаг был включен в состав Советского Союза, однако Япония оспаривает принадлежность Итурупа, Кунашира, Шикотана и группы мелких необитаемых островов. В то же время МИД РФ неоднократно подчеркивал, что российский суверенитет над этими территориями, имеющий соответствующее международно-правовое оформление, не подлежит сомнению.