Глава МИД назвал хамством позицию Запада и НАТО по Украине
Позиция, которую занимают страны Запада и НАТО по Украине, является хамством. Об этом заявил в понедельник глава МИД РФ Сергей Лавров в эксклюзивном интервью Владимиру Соловьеву для YouTube-канала "Соловьев Live".
"Это хамство — выступать с тех позиций, которые сейчас занимают Запад и НАТО. Их подзуживают прибалты, поляки и украинцы, это абсолютно очевидно", — сказал Лавров.
"Мы на своей территории, куда еще яснее объяснять нашим друзьям, чем то, что сказал [президент России Владимир] Путин на пресс-конференции, что тоже самое будет происходить на границах США со стороны Мексики или Канады <…> Они накачивают [Украину] вооружениями, бахвалятся, что с 2014 года поставили боеприпасов и ударных систем на $2,5 млрд", — отметил министр.
Устроить "маленькую войнушку"
Российская сторона не исключает, что Запад хочет устроить "маленькую войнушку" на Украине и обвинить в этом Москву, чтобы под соответствующим предлогом ввести санкции и подавить ее конкурентные возможности, заявил глава МИД.
Россия не заинтересована в разрушении минских договоренностей, но те, кто их нарушит, поплатятся за это, заявил Лавров.
"Мы в этом не заинтересованы, и мы не будем их рушить, — сказал он, отвечая на соответствующий вопрос. — Но, если их разрушит кто-то еще, пусть пеняет на себя".
По словам Лаврова, Россия готова встретиться в нормандском формате, если ее партнеры "перестанут валять дурака", подменяя работу по принуждению Киева к выполнению договоренностей желанием обсудить ход их выполнения, согласованных во время парижского саммита в октябре 2015 года. "Может быть, мы сначала выполним, а потом встречаться будем? Потому что иначе решения парижского саммита и вообще встреча лидеров будут обесцениваться", — пояснил глава МИД РФ.
Он также заявил, что позиция РФ предусматривает "ни шагу назад от минских договоренностей". "Мы уже несколько шагов сделали. Во-первых, сами минские договоренности — уже уступка, мы с огромным трудом уговорили Донецк и Луганск их подписать, что означает отказ от эвентуальной независимости по итогам выполнения минских договоренностей буква в букву", — пояснил он.
Кроме того, отметил Лавров, РФ согласилась с "формулой Штайнмайера" — механизмом поэтапной реализации ряда положений "Минска-2". "Был спор, Петр Порошенко (бывший президент Украины — прим. ТАСС) не хотел подписываться под особым статусом [Донбасса], пока там не состоятся выборы, цинично заявляя: "Потому что, если выберут кого-то не того, зачем я ему дам особый статус". Показатель, как человек относится к своей подписи под минскими договоренностями. Формула была придумана, что статус будет согласован заранее, а в силу он вступит в день выборов, а на постоянной основе начнет действовать со дня опубликования доклада наблюдателей, что выборы были честными и справедливыми. Это нормально", — напомнил Лавров.
Ситуация вокруг Донбасса
Предложения Киева по урегулированию в Донбассе являются издевательством над здравым смыслом, заявил Лавров.
"Вот [президент Украины Владимир] Зеленский сейчас и они (Франция — прим. ТАСС) начинают тоже рекламировать некие "десять шагов", которые были внесены в начале декабря в нормандский формат, американцам дали, в Контактную группу [по Украине]. Это просто издевательство над здравым смыслом", — сказал глава МИД.
"Он [Зеленский] требует срочно ввести режим прекращения огня, но с июля 2020 года, когда такая договоренность была достигнута — [президент России Владимир] Путин комментировал — договоренность не отвечать на любой выстрел сразу, а просто немножко успокоиться, включить голову, как говорится, и доложить начальству, на следующий день, когда это было согласовано, республики издали соответствующие приказы, Киев не издал приказ, — добавил Лавров. — Потом сделал только заявление, которое искажало смысл достигнутого".
Глава МИД РФ указал, что Киев несколько раз призывали к законодательному оформлению достигнутых договоренностей, и "в конечно итоге это было сделано". "А потом [Валерий] Залужный, главком Вооруженных сил [Украины], публично сказал, что нет, все не так, у нас каждый полевой командир — а там полно бандитов, добробатов, представляем, что это за люди — сам решает, в кого и когда стрелять. Наконец, четыре дня назад с грехом пополам какую-то словесную эквилибристику издали, из этого следует, что все-таки намерены исполнять", — добавил он.
Очередная роль
Глава МИД РФ также отметил, что регулярно наблюдает репортажи российских журналистов с донбасской части линии соприкосновения, где показаны поражение огромного количества объектов в гражданском секторе, гибель мирных жителей, постоянная жизнь под угрозой обстрелов.
"Я постоянно своих собеседников, которые начинают мне говорить про сепаратистов, про то, что их нужно приструнить, что они не должны провоцировать Украину, обстреливать территорию, спрашиваю, а где же такая же работа журналистов по левую сторону от линии соприкосновения? Чтобы мы все видели, как страдает украинская армия, Вооруженные силы Украины, участники какой-то особой операции. И ничего подобного мы не видим", — добавил он.
"Показывают западную линию соприкосновения только, когда Зеленский в каске, в бронежилете играет очередную роль и все", — отметил Лавров.
В контексте вопроса о свободе слова и доступе информации министр напомнил о кризисе с мигрантами на белорусско-польской границе и обратил внимание, что Польша не пускала журналистов на свою часть границы. "Точно так же не хотят пускать на западную часть линии соприкосновения [в Донбассе], потому что тогда рухнет миф о том, что ополченцы там все разбомбили и ликвидировали мирных граждан", — добавил глава российского дипведомства.
Конфронтация
Нынешние отношения России с Западом можно назвать конфронтацией, оптимальным выходом из которой могла бы стать честная конкуренция, отметил министр.
По его словам, в отношениях между Россией и Западом нет никакой идеологии. "Это не столько идеология, сколько борьба за влияние, — отметил глава МИД РФ. — Форма, которую эта жизнь, эта география может обретать, может называться и враждой, и соперничеством, и конкуренцией. Если бы Запад пошел на честную конкуренцию, это был бы оптимальный выход из нынешней конфронтации, но это был бы уже не Запад".