Спецпредставитель президента РФ по сирийскому урегулированию при этом отметил, что активность террористических ячеек в республике в последние месяцы достигла неприемлемых размеров Странам — гарантам астанинского процесса удалось за последние полгода значительно снизить уровень напряженности в Сирии и предотвратить провокации в зоне деэскалации в Идлибе. Об этом заявил в среду спецпредставитель президента РФ по сирийскому урегулированию Александр Лаврентьев на пресс-конференции по итогам 17-й международной встречи по Сирии в астанинском формате.
"С момента последней встречи в астанинском формате в середине текущего года за последние полгода было сделано немало. Прежде всего, нам удалось совместными действиями значительно снизить напряженность в Сирии, уровень вооруженного противостояния", — сказал он. Также, по словам спецпредставителя президента РФ, удалось достичь успехов "в предотвращении каких-либо провокационных действий на линии соприкосновения в идлибской зоне деэскалации, количество провокаций уменьшилось более чем в 10 раз".
Лаврентьев подчеркнул, что за данный промежуток времени странам — гарантам астанинского формата "удалось не допустить негативного развития ситуации на юге Сирии, предотвратить возможность эскалации насилия и направить развитие ситуации в миротворческое русло".
Кроме этого, спецпредставитель президента РФ отметил, что положительный эффект проведенных мероприятий на юге способствовал распространению "хорошего опыта" на севере, то есть в провинции Дейр-эз-Зор. "Мы можем констатировать, что к настоящему времени только на юге урегулировали свой статус около 12 тысяч человек, а в Дейр-эз-Зоре около 10 тысяч. То есть не замечать этого, конечно, абсолютно нельзя. Надо принимать это во внимание и работать дальше", — уточнил он.
Активность террористов
Активность террористических ячеек в Сирийской Арабской Республике (САР) в последние месяцы достигла неприемлемых размеров, заявил Лаврентьев.
"Оценивая в целом положительно развитие ситуации в САР в плане ее стабилизации, мы тем не менее обратили внимание, что в последнее время произошла активизация террористической деятельности. Прежде всего, конечно, со стороны спящих ячеек так называемого Исламского государства (ИГ, запрещено в РФ). В последние месяцы эта активность приняла неприемлемые размеры", — сказал Лаврентьев.
"Каждый день фактически против представителей силовых структур, министерства обороны, законной власти, а что самое главное — еще и против примирившихся бывших боевиков проводятся террористические акции, они гибнут", — добавил спецпредставитель президента.
Лаврентьев подчеркнул, что на встрече в астанинском формате стороны договорились принять "исчерпывающие меры, для того чтобы положить этому конец и прекратить бесчинства радикалов".
По его словам, около 500 человек, обвиненных в антиправительственной деятельности в САР, к настоящему моменту выпустили из тюрем. "По нашим данным, к настоящему времени из сирийский тюрем освобождено около 500 человек, которые ранее были обвинены в антиправительственной деятельности", — сказал спецпредставитель президента.
Кроме того, по словам Лаврентьева, было приостановлено 66 000 дел в отношении лиц, которые были объявлены в розыск за антигосударственную деятельность. "Как мы видим, со стороны правительства [Сирии] предпринимаются достаточно интенсивные усилия. Надо нам, я думаю, всем поощрять Дамаск в дальнейших шагах на этом направлении, а не делать вид, что ничего не произошло", — резюмировал спецпредставитель президента.
Позиция Запада
Россия рассчитывает на изменение позиции Запада в пользу оказания помощи восстановлению Сирии ради стабилизации ситуации в стране.
"Мы очень рассчитываем на определенную корректировку позиции [Запада], но видим, что пока в основных западных столицах заявляют о том, что Сирии не будет предоставлено ни единого цента на восстановительные программы, — отметил он. — Поэтому, пользуясь предоставленной возможностью, мы привлекли и стараемся привлечь внимание западных стран и международного сообщества к тому, что надо интенсифицировать эту работу. Мы считаем, что именно в этом будет ключ к дальнейшим стабилизационным процессам в Сирии".
Притеснение беженцев
Случаев притеснения вернувшихся на родину сирийских беженцев со стороны действующей власти не зафиксировано.
"Со стороны вернувшихся в Сирию беженцев в адрес российской стороны, в адрес непосредственно сирийских властей, в адрес ооновских профильных структур не поступило ни одной жалобы на какие-либо притеснения со стороны действующей власти, — сказал он. — То есть не было зафиксировано ни одного случая преследования со стороны сирийских спецслужб, о чем так много последнее время любят говорить".
Как отметил Лаврентьев, эти данные свидетельствуют о том, что сирийское правительство "все-таки предпринимает меры для того, чтобы проводить определенные реформы, в том числе и правоохранительных органов".
В Нур-Султане 21 декабря стартовали переговоры астанинского формата по урегулированию в Сирии. Участие в консультациях, которые продлятся два дня, принимают делегации стран-гарантов — Ирана, России и Турции, а также правительства Сирии, сирийской вооруженной оппозиции и ООН.
В Сирии с 2011 года продолжается вооруженный конфликт. Переговоры в Нур-Султане ведутся с 2017 года, а в январе 2018 года в Сочи прошел конгресс сирийского нацдиалога, который стал первой с начала конфликта попыткой собрать на одной переговорной площадке широкий состав участников. Главным результатом конгресса стало решение о создании конституционного комитета, который работает в Женеве и основной задачей которого является подготовка конституционной реформы.
Вопрос Конституционного комитета
Ответственность за ситуацию, складывающуюся в Женеве на сирийском Конституционном комитете, лежит на обеих сторонах — правительстве и оппозиции.
"Мы подробно обсудили вопрос Конституционного комитета с заместителем спецпосланника генсекретаря ООН по Сирии. Мы все готовы и дальше оказать посильную помощь работе офиса спецпосланника. Очень рассчитываем, что удастся провести седьмую сессию Конституционного комитета, провести ее не просто с достижением каких-то конкретных результатов, но и заложить основу для проведения таких встреч на регулярной основе. Как нам представляется, понимание этого в целом есть и в Дамаске, и у оппозиции. Я не перестану повторять, что ответственность за ситуацию, которая складывается на этом треке, лежит на обеих сторонах", — отметил он.
Обвинения в адрес Дамаска абсолютно не оправданы, нельзя требовать от правительства каких-то уступок, добавил Лаврентьев. По его словам, участники астанинского формата намерены продолжить оказывать сопровождение переговорному процессу, а также оказывать поддержу спецпосланнику ООН.
Как ранее заявлял Лаврентьев, седьмая сессия Конституционного комитета Сирии может пройти в январе 2022 года.
Шестой раунд заседаний малой (редакционной) группы Конституционного комитета Сирии состоялся в октябре текущего года. Как признал спецпосланник генсека ООН по Сирии Гейр Педерсен, "между участниками диалога в Женеве по-прежнему сохраняются ключевые разногласия и взаимное недоверие, что не позволило им перейти к обсуждению проектов конституционной реформы". Комитет призван выработать рекомендации по внесению поправок в основной закон республики, после чего в Сирии будут проведены всеобщие выборы под эгидой ООН.
Результаты встречи в астанинском формате
Семнадцатая международная встреча по Сирии в астанинском формате, в которой приняли участие делегации России, Турции и Ирана, а также сирийские стороны и приглашенные наблюдатели, дала позитивные результаты для переговорного процесса по урегулированию ситуации в САР.
"Мы исходим из того, что эта встреча, которая прошла в Нур-Султане, действительно имеет хорошие результаты. Прежде всего потому что все три страны-гаранты присутствуют непосредственно "на земле" — Турция, Россия и Иран — и оказывают реальное воздействие на складывающуюся ситуацию на территории Сирии, в том числе на политический процесс", — сказал он, отметив, что на полях саммита у российской делегации "состоялся обстоятельный и деловой разговор" со всеми присутствующими делегациями — турецкой, иранской и сирийскими сторонами практически по всем аспектам сирийского урегулирования.
"Причем мы сделали акцент в нашей работе, что же нам дальше необходимо делать, для того чтобы этой работе придать более эффективный характер", — добавил он.
Как отметил дипломат, с момента последней встречи в астанинском формате было сделано немало: удалось совместными действиями снизить напряженность в Сирии, уровень вооруженного противостояния и достичь успехов в предотвращении каких-либо провокационных действий на линии соприкосновения в идлибской зоне деэскалации.