США и НАТО категорически отвергают право России претендовать на гарантии нерасширения альянса, отметил глава российского МИД
Москва на переговорах по гарантиям безопасности располагает аргументами, которые отсутствуют у Вашингтона и его союзников. Об этом заявил в четверг министр иностранных дел России Сергей Лавров в эфире программы "Большая игра" на Первом канале.
"Мы не менее твердо излагали нашу позицию, но на нашей стороне все-таки были аргументы, которых у Запада нет, — подчеркнул министр. — Аргументы касались принципа неделимости безопасности. Запад постоянно — США и их коллеги по Североатлантическому альянсу — в ходе переговоров ссылались на то, что наше главное требование об обеспечении юридических гарантий нерасширения НАТО на восток не может быть выполнено, потому что, дескать, в НАТО есть такой порядок, когда только сами страны-члены решают, кого принимать, кого не принимать, если поступают обращения. Но мы настойчиво возвращали их не к натовским порядкам, а к тем договоренностям, которые были выработаны в рамках всего Евроатлантического сообщества, в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе".
Попытка доминировать
Попытки Запада утвердить свое доминирование в полной мере проявились в ходе переговоров с РФ по гарантиям безопасности, заявил Лавров. "Что касается переговоров, они <…> отражают серьезное противостояние на мировой арене, попытку Запада утвердить свое доминирование, беспрекословно добиваться всего того, что ему кажется необходимым для продвижения своих интересов. Это в полной мере выразилось в ходе переговоров, хотя могу подтвердить, переговоры были деловыми. Вот эта позиция Запада, достаточно жесткая, аррогантная где-то, неуступчивая и бескомпромиссная, излагалась достаточно спокойно, в деловом ключе, что позволяет рассчитывать на перспективу осмысления состоявшихся переговоров в Вашингтоне", — указал Лавров.
Лавров напомнил, что эти договоренности расшифровывают неделимость безопасности как свободу каждой страны выбирать себе союзников при понимании, что ни одно государство не будет обеспечивать свою безопасность за счет безопасности других и ни одна страна или союз стран не имеют права претендовать на доминирующие позиции в Евроатлантическом регионе. "Запад берет только то, что ему выгодно, — констатировал он. — А мы исходим из того, что свобода выбора союзов — это неотъемлемая часть недопустимости таких шагов, которые будут подрывать нашу безопасность, как и безопасность любого другого государства".
Переговоры России с США по гарантиям безопасности прошли в соответствии с ожиданиями Москвы, заявил Лавров. "[Переговоры по гарантиям безопасности прошли] как ожидали. Я думаю, мы достаточно хорошо знаем американских переговорщиков, много раз с ними встречались по разным поводам", — сказал он.
Министр подчеркнул, что в РФ заранее понимали, каким будет разговор с представителями США, и обозначил важность жесткой постановки вопроса безопасности, о чем ранее заявлял президент России Владимир Путин.
"Мы примерно понимали какой будет разговор, но для нас было принципиально важно выполнить прямое поручение президента, который сказал, что мы обязаны самым жестким образом поставить эти вопросы, вопросы, которые касаются всей архитектуры европейской безопасности", — сказал глава МИД РФ.
Лавров отметил, что в российских предложениях по безопасности учитываются интересы не только Москвы, гарантии касаются обеспечения безопасности "всех и каждого" без ущемления чьих-то интересов. "Там ведь не только одностороннее требование России нас не трогать и не делать ничего, что у нас вызывает недовольство. Там ведь принципы, которые в конечном счете нацелены на обеспечение безопасности всех и каждого, без каких-либо ущемлений чьих-то интересов и без нанесения ущерба безопасности", — заключил министр.
Диалог Москвы и Вашингтона является приоритетным форматом переговоров по гарантиям безопасности, заявил Лавров. "Главный формат [переговоров по гарантиям безопасности] — это Россия и США и немножко Россия — НАТО", — сказал глава МИД.
Он подчеркнул, что Москва не инициировала дискуссии по безопасности в Европе в ОБСЕ, где эта тема "ни шатко ни валко" обсуждается уже многие годы, и диалог все время сводится к ситуации на Украине. "Мы слышали, что американцы и главные союзники договариваются о том, чтобы главной площадкой сделать ОБСЕ, и в этой связи скажу, что мы не вносили никаких инициатив в ОБСЕ. Мы дали свои предложения, прежде всего, главному игроку, который все решения и принимает — США, и дали НАТО, поскольку с НАТО у нас есть действующий основополагающий акт", — добавил он, отметив, что никакая информация о переговорах не направлялась официально ни Евросоюзу, ни ОБСЕ.
В ответ на "эмоциональные и не очень вежливые" переживания главы европейской дипломатии Жозепа Борреля о том, что Евросоюз "оказался на задворках" и "Россия игнорирует ЕС", Лавров заявил, что Евросоюз "сам себя на задворки отправил". "Все эти потуги сформировать новый подход, стратегическую автономию, стратегический компас, я считаю, что это в интересах Европы. <…> Но Евросоюзу никто ничего не разрешит, и американцы уже сделали все для того, чтобы их послушная группа поддержки и в НАТО, и в Евросоюзе вывела весь этот процесс на то, что НАТО — это опора безопасности, в том числе для ЕС", — заключил министр.
Гарантии нерасширения НАТО
Также глава МИД РФ отметил, что Россия добивается гарантий нерасширения НАТО на Восток в соответствии с решениями Стамбульского саммита ОБСЕ, тогда как США и их союзники категорически отвергают эти требования. "Натовцы и американцы категорически отвергают наше право добиваться нерасширения НАТО, — отметил он. — Но наша позиция зиждется не на натовских документах. Мы не имеем к ним никакого отношения, а они к нам не имеют никакого отношения. Она [позиция] зиждется на документах, принятых на высшем уровне в ОБСЕ, включая Стамбульский саммит 1999 года, где свобода выбора союзов прямо обусловлена необходимостью обеспечивать неделимость безопасности, чтобы никто не предпринимал каких-то мер в своих интересах в ущерб безопасности любого другого государства".
Глава внешнеполитического ведомства напомнил, что помимо нерасширения НАТО Россия добивается также "юридических гарантий неразвертывания на соседних территориях ударных вооружений, которые представляют угрозу для РФ, и в принципиальном плане возвращения конфигурации архитектуры европейской безопасности к 1997 году, когда был подписан Основополагающий акт РФ — НАТО, на основе которого впоследствии был создан Совет РФ — НАТО".
"Это три ключевых требования, — резюмировал он. — Все остальные предложения в общем-то зависят от того, как пойдет разговор по этим трем нашим инициативам".
Россия надеется, что США и НАТО "положат на бумагу" свои реакции на предложения по гарантиям безопасности, Москва ожидает встречных предложений на следующей неделе, заявил Лавров. "Мы все-таки надеемся, что обещания, которые были сделаны сейчас в Женеве и Брюсселе, будут выполнены. Обещания касались того, что США и НАТО положат на бумагу свои предложения, — сказал он. — Американцы нам обещали постараться, но мы им сказали, что стараться нужно очень сильно, сделать свои встречные предложения на следующей неделе. [Генсек НАТО Йенс] Столтенберг от имени Североатлантического альянса тоже вызвался положить на бумагу свою реакцию. Думаю, что она поступит где-то примерно в течение недели тоже".
"Мы очень четко и неоднократно объяснили им, что нам необходимо иметь постатейную реакцию на наши документы. Если какая-то статья наших предложений им не подходит, пусть объяснят почему и напишут на бумаге. Если подходит с поправками, пусть делают эти поправки тоже в письменном виде. Если хотят что-то исключить или добавить, аналогичная просьба — напишите, пожалуйста, на бумаге", — добавил Лавров.
"После чего мы будем докладывать вместе с министром обороны президенту Российской Федерации, поскольку мы действуем по его прямому поручению, это его инициатива. И дальше мы будем определяться, как реагировать на то, что нам предложат в плане встречных инициатив наши западные партнеры", — указал министр.
Россия продолжит ожидать ответ США и Североатлантического альянса по своим инициативам по гарантиям безопасности, но ожидание не может быть долгим, заявил Лавров. "Мы продолжим режим ожидания, но ожидание не может быть долгим, президент [РФ Владимир Путин] об этом очень ясно сказал, выступая на коллегии министерства иностранных дел, и своих последующих выступлениях. Ответ должен быть быстрым, — сказал Лавров. — Мы знаем, что натовцы хотят замотать, как уже многократно говорилось публично, весь этот процесс, мы слышали, что американцы и их главные союзники договариваются о том, чтобы главной площадкой сделать ОБСЕ".
"В этой связи скажу, что мы не вносили никаких инициатив в ОБСЕ. Мы дали свои предложения, прежде всего, главному игроку, которые все решения и принимает — США, ну и дали, конечно, НАТО, поскольку с НАТО у нас есть действующий основополагающий акт, и именно с НАТО мы включали договоренности соответствующие. И в этих переговорах, между прочим, [переговорах] Россия — НАТО, не участвовал ни Евросоюз, ни ОБСЕ, никакую информацию не направляли официально", — добавил Лавров.
По словам Лаврова, Москва будет реагировать на реальное развитие событий при отказе США и НАТО от российских предложений по гарантиям безопасности. "Говоря про перспективы нашей реакции, еще раз скажу: мы не будем никогда махать дубинкой и требовать на переговорах, что "если вы так не поступите, то мы вас будем бить". Мы будем реагировать на реальное развитие событий", — сказал он.
Состоявшееся в среду заседание Совета Россия — НАТО в Брюсселе стало вторым этапом консультаций РФ и государств Запада по российским предложениям о евробезопасности. Первый этап — переговоры России и США — прошел в Женеве 10 января.