Танк Т-18 или МС-1 («Малый сопровождения») представлял собой самый первый военный советский танк, который активно эксплуатировали во время сражений с противником.
Особенностью модели было то, что она оснащалась короткоствольной 37-мм пушкой и пулеметом. Серийный выпуск техники осуществлялся в период с 1925 по 1927 годы включительно. За все время серийного производства было выпущено чуть менее одной тысячи единиц техники. За этот период танк неоднократно подвергался доработкам, которые осуществлялись с целью его технического улучшения.
История разработки. В 1920 году началась история создания самых первых советских танков. Конструкторы отчетливо понимали, что эксплуатация такой техники на поле сражения может позволить российским солдатам чувствовать себя более защищенными и уверенными в своих силах.
В качестве основы для создания использовалась трофейная модель «Рено» FT-17. Захваченный французский танк был доставлен на завод «Красное Сормово», где производители занялись его реконструкцией и модернизацией, пытаясь создать довольно интересную и качественную технику.
Однако, на самом деле перед отечественными производителями стояла довольно сложная задача, так как им нужно было разработать вид техники, который они ранее никогда сами не выпускали. Причем разработать его нужно было таким образом, чтобы он полностью устраивал солдатов и помогал во время сражений. Опыта и знаний разработчикам не хватало, поэтому процесс затянулся и выпустить ту модель, которую они себе представляли, было крайне сложно.
Первая модернизация танка. Выполнить первую цель и выпустить 20 танков удалось только к концу 1920 года. Вот только у техники есть одно свойство — она устаревает. Поэтому уже в 1924 году было решено выпустить модернизированную версию, которая должна была стать более качественной, безопасной и надежной.
При модернизации разработчики хотели добиться следующих целей: создать более легкий танк, масса которого не должна превышать 3 тонны, использовать в качестве вооружения винтовку, увеличить толщину бронекорпуса, а также скорость передвижения модели до 16 километров в час.
Весной 1925 года в проект Т-16, отправленный на рассмотрение в штаб РККА, внесли ряд дополнений: допустимую массу танка повысили до 5 т. Подобное решение позволило установить более мощную силовую установку, а также усилить вооружение танка, путем одновременной установки пушки и пулемета в башню.
Конструкция. Танк имеет классическую конструкцию. Ее отличительной особенностью становится расположенный в корме моторно-трансмиссионный отсек и совмещенный с боевым отделением отсек управления. Главное орудие находилось в башне, которая могла вращаться вкруговую. Для сбора танка использовалась так называемая листовая броня. Она крепилась на каркасную основу особым способом, позволяя увеличивать надежность танка.
На корме была расположена боковая створка, позволявшая получать доступ к технике и агрегатам силовой установки и трансмиссии. Толщина всех вертикальных плоскостей составляла 16 миллиметров. Горизонтальные плоскости состояли из 8 мм плит стали. Броня Т-18 проходила как противопульная и от пушечных снарядов мало спасала.
Второй и последний члены экипажа располагался в боевом отсеке. Он занимался делами командира и наводчика. Для посадки в танк на крыше был специальный люк. Это позволяло всем членам экипажа быстро оказываться внутри и приступать к сражениям на поле боя.
Заключение. Солдаты высоко оценили технику, учитывая ее активное применение в военное время. Конечно, со временем стали появляться более доработанные модели, но именно о первой всегда вспоминали с особым теплом и трепетом, так как она дала возможность советским солдатам совершенно по другому строить тактику ведения боя.
Источник: car.ru