Надеждам Европы на то, что энергетический переход свершится без СПГ, не суждено сбыться, пишет обозреватель Dir.bg Маринела Арабаджиева. Отказ от энергоносителей из России поставил Европу в зависимое положение от других поставщиков, и это вряд ли это можно назвать выгодной ситуацией.
После того, как поставки газа из России прекратились, идея энергетического перехода без опоры на природный газ показалась многим очень привлекательной, но совсем скоро стало ясно, что все не будет легко и быстро, и перед Европе предстоит еще долгий путь.
По последним данным, пишет журналист Dir.bg, в последнем квартале 2022 года доля СПГ- поставок уже возросла до 89%, а трубопроводного газа — до 11%, то есть по сравнению с предыдущим годом произошел полный разворот. К тому же, за «голубое топливо» европейские потребители были вынуждены платить почти в два раза больше.
«Очевидно, что это не воплощение в жизнь мечты о диверсификации поставок российского газа, а замена одной зависимости на другую: если раньше зависимы были от трубопроводных поставок, то теперь от морских, хотя и не из одной страны», — отмечается в материале.
Для европейских стран такое положение весьма невыигрышное, поэтому ЕС судорожно пытается поменять газовую карту, чтобы не бросаться из одной крайности в другую.
Азербайджан
Обозреватель Dir.bg напомнила, что летом 2022 председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен и комиссар по вопросам энергетики Кадри Симсон побывали с официальным визитом в Баку, из которого они вернулись с меморандумом о взаимопонимании по расширению Южного газового коридора. Отмечалось, что объемы поставок увеличатся с 12 миллиардов кубометров в год и составят 20 миллиардов кубометров к 2027 году. Европа очень хотела бы нарастить поставки, но проблема здесь больше в том, что на деле может предложить Азербайджан. По словам министра энергетики Шахбазова, с января по декабрь прошлого года страна увеличила экспорт на 18%. При этом в Европу было экспортировано 11,4 миллиардов кубометров газа, в Турцию — 8,4 миллиарда, в Грузию — 2,5 миллиарда. Объемы поставок природного газа по TANAP в Турцию составили 5,6 миллиардов кубометров газа. По мнению экспертов, для того, чтобы иметь возможность удовлетворить возросший внутренний спрос и для поддержания баланса Азербайджан будет вынужден импортировать голубое топлива из-за рубежа.
Но Европа не единственная, кто ждет увеличения поставок от Баку: Турция тоже не желает ждать. Она намерена увеличить его еще на 10 миллиардов кубометров.
В данный момент у Азербайджана нет достаточного количества производственных проектов, из которых можно было бы поставлять дополнительные объемы газа в Европу. Перспективы добычи ограничены. Если страна все-таки возьмет на себя обязательства по поставкам еще 8 миллиардов в 2027 году, ей придется приложить максимум усилий для добычи по проектам Apsheron, ACG Deep, Shah Deniz Stage 3, Shafag Asiman и Umid/Babek.
Роль Турции
Спрос на газ в Турции только за период 2020 — 2021 увеличился чуть более чем на 10 миллиардов кубометров — с 46,2 миллиардов до 57,3 миллиардов кубометров. Аналитики предполагают, что он будет и дальше расти. При этом страна получает поставки из Азербайджана, Туркменистана, а также значительно увеличила импорт СПГ.
В статье подчеркивается, что именно быстрая диверсификация источников делает Турцию высококонкурентным рынком. К тому же Турция разрабатывает огромное месторождение Сакарья в Черном море, общие запасы которого заявлены на уровне 710 миллиардов кубометров. Ожидается, что первый газ по национальной сети пойдет в марте 2023 года.
В материале также упоминаются Греция, Балканы, Транскаспийский газопровод и обсуждается ожидаемое возвращение в игру Трансбалканского газопровода.
«Вопрос заключается лишь в их реальных возможностях», — подытожил обозреватель.
Полный текст статьи читайте на сайте ИноСМИ >>