Как правило, рынок закладывает в цены больше негатива, чем есть на самом деле, в нем много психологии и ожиданий. Наглядный пример — весной все ожидали значительного ущерба от геополитического кризиса на Украине для бизнеса и прибыли крупных компаний, думали, что те, кто попал в санкционные списки, недосчитаются 50% прибыли, а те, кто не попал — 30-40%. Однако сейчас мы видим, что в основном балансы компаний, которые публиковали отчеты, лучше. Например, Сбербанк, вышел в прибыль. Не так плоха ситуация в нефтегазовом секторе. И целом в экономике не было такого падения, как ожидали сначала в феврале прогнозировали снижение ВВП на 8%, а сейчас речь идет о 2-3%.
В целом рынок живет психологией и денежными потоками. Реальные деньги на него пока не пошли, хотя мы ожидали, что в июне и сентябре это все же произойдет — в эти месяцы как раз заканчивался срок депозитов по суперставкам. Но в июне клиент оказался еще не готов, а в сентябре, как мы помним, случилась мобилизация. Это остановило всех от захода на фондовый рынок, что в конечном итоге привело его в боковой тренд, в котором он и находится. В боковике он очень дешевый — российские акции по мультипликаторам находятся на историческом минимуме относительно сильных прибылей. Никогда российский рынок не стоил, как полторы прибыли «Газпрома». Это ненормально и рано или поздно закончится. Даже если ЦБ будет поднимать ставки — конечно, в разумном пределе — особого влияния не будет, поскольку рынок упал уже в момент поднятия ставки до 20 п.п. в феврале.
Поэтому мы считаем, что, несмотря на ожидаемо слабую экономику следующего года, с точки зрения абсолютных цифр мы увидим восстановление рынка. Дело не в супероптимизме, а в простой математике. При депозитных ставках в 8%, дивидендные доходности в акциях находятся на уровнях 13-15%. Такой спред не будет устойчивым, а значит при прочих равных цена акций будет расти, а доходность снижаться до среднеисторических значений. Наш прогноз по индексу Мосбиржи — около 3000 по итогам 2023 года против текущих 2100. Пунктов 300 добавит дивидендная доходность, которая составит более 50%.
В этой ситуации мы рекомендуем фокусироваться на первом эшелоне и ликвидных бумагах с условием сохранения диверсификации по разным эмитентам. Потому что от риска в рынке не застрахован никто — помним историю с дивидендами «Газпрома», которая, к счастью, закончилась хорошо для инвесторов.
Затем стоит рассматривать второй-третий эшелон. Можно обратить внимание на бумаги агросектора — его присутствие может усилиться, да и санкциями он практически не затронут в отличие от более прибыльных ранее секторов, и это позитив. Но все зависит от того, кто и в каком виде будет выходить на рынок с точки зрения ликвидности и возможности вложить большие суммы.
Еще одна перспективная, на наш взгляд, история — Сбер. сейчас историческая возможность купить бумаги по минимальной оценке и этим надо пользоваться. Потому что у Сбера есть уникальные конкурентные преимущества: он занимает огромную долю рынка, есть различные дивизионы, каждый из который прибылен, экосистема, уровень корпоративного управления, экспозиция на российскую экономику, которая, как мы видим, не так уж и плохо себя чувствует в условиях внешнего шока.
Подход к выбору конкретной стратегии должен строиться на этих принципах: есть ли у компании уникальные конкурентные преимущества, нет ли существенных рисков действующей бизнес модели, сколько она стоит по мультипликаторам и накладывать на эти оценки свой прогноз по динамике базовыз ставок ставкам — у нас он нейтральный. Мы считаем, что инфляция будет держаться к ближе таргету ЦБ, и ставку ожидаем умеренно жесткую — на текущем уровне или чуть-чуть ниже. Акций таких компаний в портфеле должно быть несколько, вопрос диверсификации портфеля очень важен — в идеале доля крупной ликвидной компании в портфеле не должна превышать 10%, небольшие истории — 5%.
Если говорить о тенденциях, ожидаем роста рынка капитала, как в облигациях, так и в акциях. В облигациях уже видим по несколько размещений каждую неделю, причем не только в рублях: «Норникель» в декабре разместил интересный 3.5 летний выпуск с плавающей ставкой. Эта тенденция будет усиливаться, спрос есть, предложение хорошее. Компаниям привлекать финансирование нужно, а делать это через банки в условиях беспрецедентного санкционного давления стало значительно сложнее, поэтому рынок капитала ожидает рост.
Развиваться будет и срочный рынок — сейчас Московская биржа активно развивает фьючерсы на сырьевые товары.. В моем понимании, это не совсем спекулятивный, пока по крайней мере, инструмент, а скорее инструмент хеджирования и. Например, не все зерновые трейдеры имеют доступ к классическим инвестиционно- банковским продуктам, но спрос на хеджирование ценовых рисков есть, поэтому они будут приходить на биржу. Линейка товарных фьючерсов будет развиваться, ведь биржа как центральный контрагент надежна и в целом более защищена от санкций. При этом Инструменты стандартизированы, понятны и доступны
Возможно, появятся фьючерсы на сахар и виноград. А вот винные фьючерсы, когда мы покупаем вино текущего года урожая, не зная, каким он будет, и через три года получаем созревший продукт в бутылках, пока актуальны лишь для западных рынков — у нас перепродавать вино частные лица не могут, этим занимаются только дистрибьюторы. Посмотрим, как обойдут этот казус, а пока можно покупать вино для себя.