Планы США по антироссийским санкциям провалились по совокупности причин, но главная из них — излишняя самонадеянность и недооценка России по ряду показателей, которые американцы распространяют и на которые сами же опираются, рассказал агентству «Прайм» директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта (МГУ) Юрий Рогулев.
«В одном только ЦРУ тысячи аналитиков, в других службах — десятки тысяч людей, которым по штату положено сопоставлять, анализировать и оценивать. И все они недооценили роль России в мировой экономике, ее влияние», — пояснил он.
США считали, что Россия — нисходящая держава, которая разрушится при первом же ударе извне, что ее эпоха заканчивается, она никогда не сможет восстановиться. Исходя из этого постулата, они оперировали теми данными, которые сами же и формировали. Если страна, по подсчетам американских аналитиков, производит 1,5% ВВП — то зачем с ней считаться?
Однако дело не в этих процентах, а в цепочках поставок товаров, сырья, продовольствия. И тут роль России очень важна. Если считать не в долларах, а по номинальному объему ВВП, то Россия находится на 11 месте в мировом списке. По ВВП ППС (паритету покупательной способности) мы занимаем 5-6 место, что сопоставимо с европейскими экономиками. «Но и тут сравнение ошибочное. При всей развитости экономик Италии или Испании они никак не сопоставимы с российской по масштабности в части обеспечения мира сырьем и продукцией», — добавил Рогулев.
Как следствие — недооценка роли России в экономике в целом и ее встроенности в глобальные цепочки. Все помнят, как США сами насаждали и продвигали процесс глобализации, который подразумевает международную кооперацию, связи между поставщиками и покупателями, торговых агентов, развитую логистику и т.п. «Выключить» из них Россию невозможно — иначе по принципу домино рухнет все.
Исторически экономика США носит финансовый характер, а России — реальный. Конечно, капитализация такого гиганта, как Apple, или объем биржевых сделок превышает российский бюджет. Но ведь это цифры на бумаге, а не реальные поставки. «Мы просто не вписываемся в американскую концепцию экономики. Конечно, в администрации США есть здравые умы, например, министр финансов Джаннет Йеллен. Она предупреждала о пагубном последствии санкций, но ее поставили на место. Теперь в Вашингтоне продолжают верить, что стоит дунуть, и Россия рассыплется, но по факту у них самих ситуация в экономике крайне опасна», — подытожил Рогулев.