В заключительный день чемпионата мира-2019 по водным видам спорта сборная России завоевала четыре медали, но ни одна из них не оказалась золотой. Евгений Рылов и Климент Колесников завоевали серебро и бронзу на дистанции 50 метров на спине, Юлия Ефимова стала третьей на 50-метровке брассом, еще одну бронзу команде принесла мужская сборная в комбинированной эстафете 4х100 м. Специальный корреспондент РИА Новости анализирует итоги чемпионата, приходит к выводу, что не стоит заранее вешать олимпийские награды на тех, кто стал в Кванджу чемпионами мира, и выражает надежду, что комбинированную эстафету сборная России когда-нибудь обязательно выиграет.
Три эстафеты – три мира
На первый взгляд все мужские эстафеты одинаковы. На самом деле ничего подобного. Спринтерская, 4х100 м вольным стилем – это эстафета-пижон. Еще пару десятков лет назад Геннадий Турецкий, работавший всю свою тренерскую жизнь преимущественно со спринтерами, отметил в разговоре со мной, что спринтеры – вообще особая каста спортсменов, неважно, идет ли речь о плавании или легкой атлетике. Это люди мгновенных взрывных качеств, способности мгновенно концентрироваться на задаче и также мгновенно уходить в релакс, обеспечивая отдых мышцам и голове. Но главное, все это невозможно натренировать, если спринтерский талант не заложен в человеке природой.
Выдающиеся спринтеры почти всегда четко осознают собственную уникальность, а если собираются в эстафету в количестве четырех человек, то с точки зрения психологии являют собой типичную дворовую банду: «Эй, пацанчик, гитару на место положил, руки от телочки убрал – и нафиг с пляжа!»
Сходство тут еще и в том, что негласная задача этой самой первой в программе любых соревнований эстафеты – установить свой порядок. Шарахнуть финишем так, чтобы соперники прижали уши и сразу поняли, кто на оставшиеся дни в плавательном доме хозяин. За всю историю существования в плавании чемпионатов мира (они появились в 1973 году) наша страна выигрывала спринтерскую эстафету лишь однажды – в 2003-м в Барселоне. Та победа случилась, скорее, вопреки, нежели закономерно. Наверное, потому и повторить успех впоследствии не удавалось.
Эстафета 4х200 метров, она же «гордость нации», это эстафета тренерская. Великий американец Джеймс «Док» Каунсилмен самый легендарный, пожалуй, из наставников второй половины прошлого века, говорил об этом так:»200 метров вольным стилем — это та дистанция, которую невозможно выиграть, обладая лишь талантом. Здесь проявляется и мастерство тренера, умение подготовить ученика. Если в стране есть сильные пловцы-средневики, это оценка плавательной школы. Если же из них можно составить команду, способную победить в эстафете на чемпионате мира или Олимпийских играх, это самый яркий показатель уровня плавания в стране. Гордость нации».С этой эстафетой в российской истории связано гораздо больше воспоминаний. Российские парни выигрывали ее на Играх-1980 в Москве и в 1992-м в Барселоне. Первый из этих тренерских результатов в Москве сделали Игорь Кошкин и Генрих Яроцкий, в Барселоне – Геннадий Турецкий и Виктор Авдиенко. А вот на мировых чемпионатах не складывалось. Возможно, потому что при всех разговорах о необходимости тренерского величия, без спортивного мужества тоже не обойтись. В этом плане воспоминания о золотой барселонской эстафете неразрывно существуют в моей памяти с окровавленными руками Вени Таяновича: он с такой силой бросал кисти на стенку бассейна в поворотах и финальном касании, что сбил их до костей. «Комбинашка», как в обиходе называют комбинированную эстафету 4х100, – это заключительный аккорд. Она для тех, кто умеет терпеть до самого последнего дня. А на самом деле – просто для лучших. Поэтому бывает до такой степени больно, когда в комбинированной эстафете возникает червоточина – слабое звено.
Если рассуждать философски, «комбинашка» двигает развитие плавания в стране куда сильнее, нежели любая другая эстафетная дистанция, ведь место в каждом из четырех стилей всего одно, перспектива завоевать медаль высока, и, выражаясь словами Турецкого, «в это купе хотят попасть все». Неслучайно же Александр Немтырев — тренер двукратного чемпиона и рекордсмена мира Антона Чупкова — сказал, когда речь зашла о планах на олимпийский сезон: «К Олимпийским играм мы обязательно будем готовить «сотню», прежде всего, для того, чтобы стартовать в эстафете. Эстафета в данном случае интересует меня гораздо больше, чем личный старт на стометровке, скажу честно».
Фразу легко продолжить: нет, наверное, в заключительный день большей чести для пловца, нежели выйти под флагом своей страны на эстафетный финальный заплыв и закончить его с медалью.Но хватит пафоса. Комбинированная эстафета отличается от двух перечисленных ранее еще и тем, что в этом виде программы ни российские, ни советские пловцы никогда не побеждали на Играх и мировых первенствах. Ближе всего подобрались к золоту в 1980-м, уступив Австралии всего 0,22, но для начала — на тех Играх не было США…
Утренний лучший результат Климента Колесникова, Антона Чупкова, Михаила Вековищева и Владислава Гринева внушал определенный оптимизм, но одновременно с этим вызывал сомнения. Колесникова в финале заменил Рылов, при этом обоим пловцам предстояло плыть в этот день индивидуальные 50 м на спине, Чупкова менял Кирилл Пригода, Вековищева – вице-чемпион мира на «сотне» баттерфляем Андрей Минаков, Гринева – Владимир Морозов. Последняя замена представлялась в некоторой степени сомнительной (индивидуальную стометровку кролем Морозов проплыл с 24-м результатом), но у Гринева к заключительному дню уже просто не осталось сил. Было даже как-то жаль, что «эстафету мечты» с двумя российскими чемпионами мира и двумя призерами мирового первенства в Кванджу увидеть не доведется. Но сложилось именно так. Ну а верные своим победным эстафетным заветам американцы (13 побед на 17-ти чемпионатах мира) собрались хлопнуть дверью наотмашь, заявив на финал Райана Мерфи, Эндрю Уилсона, Калеба Дрессела и Нэтана Эдриана.
3 – 7 – 6
Если бы российские спортсмены сумели выиграть в воскресенье хоть одно золото, выступление команды стало бы самым успешным за всю историю ее существования. Но этого не случилось: сначала Рылов и Колесников по-спринтерски быстро проиграли «полтинник» на спине, затем то же самое сделала Юлия Ефимова в брассе, уступив не только американке Лилли Кинг, но еще и итальянке Бенедетте Пилато. Общее число завоеванных Россией наград выросло до пятнадцати, и первенство по золоту осталось у ЧМ-1994 в Риме: там наши пловцы выиграли четыре медали высшего достоинства.
С другой стороны, возможно, даже неплохо, что последний день сложился в индивидуальных заплывах именно так. В силу того, что дистанции 50 метров не являются олимпийскими, настроение героям и всей команде они подпортили несильно. А вот задуматься о скоротечности и переменчивости спортивного успеха это заставило всерьез. Как и о том, что три золотых награды – совершенно не повод считать, что на Олимпиаде в Токио кто-то из российских пловцов гарантированно поднимется на пьедестал. Почему? Сейчас объясню.
Немтырев в своем интервью совершенно правильно заметил, что для многих сильных спортсменов чемпионат мира в Кванджу стал чисто экспериментальным. Те же американцы в нарушение всех своих традиций проводить отборочный чемпионат страны за четыре недели до главного старта сформировали команду почти год назад. В нее попала Кинг, но не попала Энни Лазор. А ведь в конце весны, когда Ефимова стартовала на турнире Mare Nostrum, эта спортсменка проплыла 200 м брассом за 2.20,77, причем проплыла под нагрузкой, на две с лишним секунды улучшив свой личный рекорд. Об этом рассказал известный в прошлом пловец Игорь Марченко, заметив, что видит определенную опасность для Ефимовой не только в потенциальных соперницах, но и в том, что Юля уже много лет не улучшает свои результаты, надеясь на свой феноменальный спурт на второй половине дистанции. Эта тактика давно и хорошо изучена соперницами, а значит, есть вероятность, что противоядие будет явлено миру в самый неподходящий для шестикратной чемпионки мира момент. Плюс Юля по-прежнему и очень солидно проигрывает американкам старт: в финале стометровки она преодолела первые 15 м дистанции (фактически это старт и первый гребок) за 7,75, в то время как у Кинг этот показатель составил 7,35. Собственно и в воскресенье Ефимова проплыла 50 метров брассом хуже, чем плавала в 2009-м. Десять лет назад. Рылов, совершенно феноменально проплывший свой этап в смешанной эстафете (особенно вторую его половину), три года не может улучшить свой результат на основной дистанции – 200 м, а кроме того, ему сделал большой подарок рекордсмен мира на стометровке Райан Мерфи, приехав в Кванджу, как многие лидеры, не в лучшем состоянии. Столь же невнятно выглядел в Корее австралиец Митчелл Ларкин. Но это совершенно не означает, что за оставшийся до Игр-2020 год оба не сделают нужных выводов и не осложнят российскому пловцу жизнь. Наиболее предпочтительно пока выглядят олимпийские шансы Антона Чупкова, но не стоит забывать, что для поверженного в Кванджу экс-рекордсмена мира Иппэя Ватанабэ Игры будут домашними. И ради результата он наверняка сделает всё возможное и невозможное. © РИА Новости / Александр Вильф / Перейти в фотобанкЕвгений Рылов
© РИА Новости / Александр ВильфПерейти в фотобанкЕвгений Рылов
Отложенная мечта
Заключительную мужскую эстафету Россия проиграла, причем достаточно буднично. Поражения не удалось бы избежать даже в том случае, если бы Рылов преодолел свой этап не за 52,57, а за 51,97, как сделал это в комбинированной микст-эстафете в среду. Но здесь оставалось принять результат как данность: из-за болезни Климента Колесникова Евгению пришлось закрывать собой все амбразуры, стартуя каждый день, а быстрое восстановление никогда не было сильной стороной российской команды.
Так что сегодня нам остается мечтать о том, как однажды, и, может быть, уже очень скоро, четыре российских парня в российской форме выйдут на заключительную эстафету и финишируют первыми, оставив позади себя Америку. Почему, собственно, нет? Сделали же это в Кванджу англичане?
Источник: rsport.ru